Сказка ложь, да в ней намек…
|
3:20 PM |
Сейчас (впрочем, как и раньше) много говорится о плохом воспитании, о том ,что современные примеры для подражания отнюдь не блещут моральными качествами. Игнорируя поднадоевшие вздохи «а вот в наше время», решил совсем бегло пробежаться по классике, по старым сказкам, по детскому фольклору. Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок. Вот и посмотрим, какие уроки могли извлечь добры молодцы из старых сказок. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Три девицы под окном Только вымолвить успела, Ну что можно сказать… Даже если ты и царь, то подслушивать чужие разговоры все-таки полезно. А как же иначе узнать, что делается в государстве, о чем говорят у тебя за спиной? Конечно, и тайная полиция и сыск тоже нужны, но и самому взяться за грязную работенку порой не грех. «Серый волк и говорит: Далее уже по накатанной, царь Афон отправляет Иван-царевича за конем к царю Кусману. Незадачливый царский сын и здесь лажанулся. Кусман отправляет его за Еленой Прекрасной. Т.е. никого не волнует, что царский сын стал на путь откровенного воровства. Это норма для царей. А почему бы не воспользоваться этим и для себя, — думают они и отправляют Ивана-царевича воровать дальше. «Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Образ везучего лодыря вообще популярен в сказках. Очевидно, те, кто рассказывали сказки, и сами полеживали на печи, пока за них кто-то горбатился в поле. А.С.Пушкин «Сказке о Попе и о его работнике Балде» Начинается так: Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: И страшная кара ожидает непредусмотрительного и алчного попа к концу сказки: Бедный поп Перечитайте внимательно, что случилось с несчастным стариком. Не жестоко? А ведь Балда, как видно, все продумал заранее. Порой незатейливая простота дурных поступков в сказке поражает: Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу — пускай пропадает. Действительно, чего нянчиться с домашним животным. Не нужен, надо избавиться! Колобок Тут вовсе безрадостное повествование. Рождается это персонаж, дабы быть принесенным в жертву – быть съеденным. Пытаясь избежать незавидной участи (он же живой! Он мыслит, чувствует, переживает, радуется жизни. Но кого это волнует?), колобок сбегает от бабушки с дедушкой. Но, как гласит народная мудрость, от судьбы не убежишь. Быть колобку съеденным, как ни выкручивайся, как ни убегай, судьба все равно настигнет. Перейдем к басням. Помните Крылова «Стрекоза и муравей»? А ведь вразрез шла мораль этой басни с другими общечеловеческими ценностями. Эдакий недобитый куркуль муравей обрекает легкомысленную стрекозу на гибель от холода, да еще и усмехается над ней («так поди же, попляши»). Никакого человеколюбия стрекозолюбия. Бесчеловечнее надо быть, и не прощать никого за ошибки. Даже за маленькие. А скороговорки: Карл у Клары украл кораллы, Действительно, чудные примеры для подражания внедряются в детскую психику. Целый пласт детского творчества – это дразнилки. Очевидно для того, чтобы ребенок больше уважал окружающих и был терпимее к другим детям: Петька — дурак, Курит табак, Спички ворует, Дома не ночует, Спит под забором, Зовут его вором. Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой! Вовка — морковка, соленый огурец, на полу валяется и никто его не ест! Жирный, жирный, Поезд пассажирный! Весело, правда? А взрослые дяди усердно в этом помогают: Вы маленький ребенок с широко распахнутыми глазами, жадно впитываете окружающий мир. И как в сеансе гипноза Вам преподносят трансовое жуткое заклинание, наверно для того, чтобы Вы крепче спали и ничего не боялись в жизни: Баю-баюшки-баю, Вот и впитывает ребенок правду о жизни, вот и ложатся первые кирпичики в фундамент его дальнейшего поведения. Мы хотим, чтобы дети росли честными, сильными, умными. Только прорывается горькая правда о нашей жизни, о наших пороках. Даже в сказках. |
|
Просмотров: 942 | |
Всего комментариев: 2 | |||
|
|||