как писать сочинения на литературную тему

Статьи и рассказы

Как
писать сочинения на

литературную тему

Примечание: Вещица
древняя, но я не стал в ней ничего менять. Для современных
школьников она
актуальна не будет, а мои ровесники, надеюсь,
смогут вспомнить школьные деньки и горячку
экзаменов.

1. Главное в любом сочинении – это хорошее назва
ние. Например, от заголовка «Учитель-герой» дрогнет сердце
любого преподавателя. Обычно
заголовки уже даны, следовательно,
пункт 1 можно отбросить.

2. Перед вами список тем, на которые надо написать сочинение.
Главное в работе над сочинением –
это правильный выбор темы. Как
правило, это половина успеха. Или больше, если у Вас есть

готовое сочинение на данную тему. Этот случай ввиду его простоты
мы отбросим. Тему выбираем по
следующим критериям:
-актуальность темы, ее современность («Почему Печорин не смог бы
стать героем нашего времени»),
-понимание смысла темы (не следует, например, писать на тему
«Композиционные нюансы в
романах Достоевского»),
-небольшое знакомство с литературным произведением (это совсем
не обязательно).

3. Итак, Вы выбрали тему. Главное в работе над сочинением – это
настроение (читай вдохновение).
Соответствующее настроение – это половина успеха. Посидите минут
пять, подумайте обо всем этом.
Можете представить себя на месте
Печорина (Онегина, Чацкого, Павки Корчагина, Каштанки, Му-му).

Кстати, потом можно вставить в сочинение фразу типа «Я бы на
месте Анны Карениной…».

4. Вы уже настроились? Пойдем дальше. Запомните, главное в
сочинении – это план. Хороший план –
это половина успеха. От
него дрогнет сердце любого преподавателя. Плана не обязательно

придерживаться. Никто не станет сверять его с Вашей писаниной,
но если такое и произойдет,
приготовьте аргумент – Вы применили
новый литературный прием – оказывается содержание по
этому
пункту плана подразумевается, и все что можно было написать в
соответствующем пункте
сочинения логически вытекает из Ваших
предыдущих построений. Что может затронуть сильнее

недосказанного! В конце концов, Вы – автор, и вольны применять
любые литературные приемы.

5. Чуть не забыл, самое главное в сочинении – это эпиграф. От
хорошо подобранного эпиграфа
дрогнет сердце любого
преподавателя. Не нужно объяснять, что эпиграф – это половина
Вашего
успеха. Если у Вас нет под рукой соответствующего
произведения, эпиграф можно придумать самому.
Например, «Поэзия
Некрасова – вот тот живительный источник, который оросил чашу
терпения
многострадального русского народа».

6. Излишне напоминать, что вступления – это самое главное в
сочинении. Скажем больше, это
половина успеха. Скажем еще
больше, от хорошего вступления дрогнет сердце любого
преподавателя.
Вступление можно начать так: «А.С. Пушкин (М.Ю.
Лермонтов, Л.Н. Толстой) – один из самых
любимых мной поэтов
(писателей). Несомненно, его имя стоит в одном ряду с
Лермонтовым,
Пушкиным, Некрасовым… (список можно продолжить,
этим Вы показываете прекрасное знание
литературы). Его
творчество было восторженно принято передовой интеллигенцией
того времени.
Центральное место в его творчестве занимает поэма
(стихотворение, рассказ, повесть, роман)
«Медный всадник» («Горе
от ума», «Кавказский пленник»).

7. Вы проделали огромную и кропотливую работу. Теперь осталось
сделать самое главное -–написать
само сочинение, вернее, его
основную часть, от которой должно дрогнуть сердце любого

преподавателя. Можно привести некоторые рекомендации:
— Здесь вам необходимо донести смысл сочинения, раскрыть тему.
Причем делать это надо издалека.
Например, в теме «Почему
Печорин не смог бы стать героем нашего времени» начните с
раскрытия
характера Печорина, его инфальтильности,
сумасбродства. Нелишне будет вспомнить случай с Бэлой. Если Вы
ничего об этом не знаете, напишите о времени, в котором жил
герой, сравните его с нашим временем, и уже на
основании этого
уже можно будет делать вывод.
— Цитаты. Обилие цитат – это гарантия успеха, это его половина.
Завидев цитату, дрогнет сердце
любого преподавателя. Имеет смысл
при цитировании переписывать текст произведения
страницами –
этим Вы показываете знание произведения и одновременно
увеличиваете объем
Вашей работы. Если у Вас нет под рукой
соответствующего произведения, цитаты можно придумать
самому, но
сообразуясь со стилистикой автора. Например, цитата для
раскрытия характера персонажа:
«Как отмечает сам автор: «Он был
жесток, причем со всеми!», или «Прекрасное, помнится было
время. Журавлиссс…» – грустит один из героев «Вишневого сада». Главное
здесь, не перепутать
поэзию с прозой, а то представьте в
сочинении по «Кавказскому пленнику» Л.Н. Толстого такую
цитату:
«Костылин в лес помчался ланью».
— Не забывайте о теме Вашего сочинения. Если оно о герое,
постепенно обрисовывайте его характер
и поступки, если оно о
творчестве какого-нибудь поэта (писателя) расспрлсите по
возможности у
соседей, а что же этот поэт такого написал, и
творите.
8. Время заканчивается, а Вы не написали главного – заключения.
Не нужно беспокоиться. Да,
конечно, заключение – это половина
любого сочинения, но оно обычно не отнимает много времени.

Заключение – это обычно вывод, ответ на поставленный в начале
сочинения вопрос. Например:
«Конечно, Печорин не смог бы стать
героем нашего времени. Наше время выдвигает новые
требования к
человеку, ставит перед ним новые задачи. Эгоизм и сумасбродство
Печорина не были
бы приняты нашими современниками». Можно
использовать и универсальную заключительную
часть: «Читая и
перечитывая М. Ю. Лермонтова (Пушкина, Тургенева) мы как бы
вновь погружаемся
в атмосферу прошлого, проникаем в мир его
героев. И даже в наше время мысли и идеи этого
замечательного
поэта (писателя), его творчество актуальны для нас, не перестают
учить и радовать
нас, наполняя человеческие сердца добротой».

 


   Листать
вперед
   

Запись в Без рубрики